- МЮНСТЕРБЕРГ
- (Munsterberg) Гуго (1863—1916) — немецко-американский психолог, один из основоположников практической психологии, названной им психотехникой. В 1882 г. приступил к изучению медицины в Лейпцигском унте, но вскоре заинтересовался психологией и 1885 г. защитил дис. у В. Вундта. В 1887 г. в Гейдельбергском ун-те получил степень д-ра медицины. С 1887 по 1892 г. М. — профессор Фрейбургского ун-та, где на свои средства организовал экспериментально-психологическую лабораторию. В 1892 г. по приглашению У. Джемса переехал в США, где стал профессором и директором психологической лаборатории Гарвардского ун-та. Впоследствии был избран Президентом АРА (1898) и Американской философской ассоциации (1908). Являлся Почетным доктором ряда ун-тов Европы и Америки, вице-президентом Вашингтонской академии наук, ред. журнала Harvard Psychological Studies . Работая в Гарвардском университете, М. исследовал память, внимание, восприятие (Studies from the Harvard psychological laboratory: 1.Memory, attention and psychophysics. Psychological Review, 1894, 1; The localization of sound. Psychological Review, 1894, 1). Защищал философию, основанную на идеях И.Г. Фихте (1762—1814), для которого философия являлась научным самонаблюдением творческой активности личности. Создал философскую систему волюнтаристического идеализма, в центре которой поставил представление об априорных ценностях, которые связаны не с причинами, а с целями (The motor power of ideas. Psychological Review, 1894, 1; Science and Idealism. Boston, 1906). Несмотря на то, что М. был блестящим экспериментатором и исследователем, его неудержимо привлекала эмпирическая сторона психологии, возможность применения психологических знаний на практике (The position of psychology in the system of knowledge. Psychological Monographs, 1903,4, 17). В период с 1905 по 1916 г. М. сделал больше, чем кто-либо до и после него для определения и расширения поля деятельности практической психологии. Он был исследователем, обладавшим большой проницательностью. Разрабатывая основы психотехники, изучал проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей (Psychotechnics, Psychology and Industrial Efficiency, L., 1913; Business Psychology, 1917). Занимался также вопросами судебной психологии и свидетельских показаний (On the Witness Stand, 1908); клинической психологией , психологией образования и оценки искусства (Principles of Art Education, 1905; The Photoplay. A Psychological Study , 1916). Разрабатывал методы и стратегии исследования трудовых процессов (Psychology General and Applied, 1915). M. автор большого количества трудов, в том числе: Beitrage zurexperimentellen Psychologie, H. 1-4, Freiburg, 1889-1892; Grundzuge der Psychologie. Bd. 1-2, Lpz., 1900; The Americans , 1904; The Eternal Values, 1909 и др. В рус. пер. изданы: Психология и учитель, М., 1915; Основы психотехники, Т. 1-2, М., 1924—1925; Психология и экономическая жизнь, М., 1924. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.